70-летие образования Калининградской области

В рамках подготовки к празднованию 70-летия образования Калининградской области утвержден соответствующий региональный план основных мероприятий Калининградской области по подготовке к празднованию 70-летия образования Калининградской области на 2016 год. В соответствии с п.16 указанного плана открыта рубрика, посвященная истории образования нашего региона, сфере образования, педагогам, которые стояли у истоков системы образования области "Они были первыми ...".

Сложившаяся в Европе к началу XXI в. геополитическая ситуация вызвала повышенный интерес к Калининградской области, расположенной на территории бывшей Восточной Пруссии. До 1945 г. эта территория относилась к немецким владениям. 7 апреля 1946 г. здесь, в составе Российской Федерации, была образована Кенигсбергская область, переименованная в июле того же года в Калининградскую. В настоящее время она рассматривается как своеобразный мост между Россией и Объединенной Европой. Историков педагогики прежде всего интересует эволюция системы образования края, ее духовное и интеллектуальное наследие, устоявшиеся традиции и культура. Система образования Калининградской области начала формироваться сразу же по окончании Великой Отечественной войны. Уже 15 сентября 1945 г. была открыта первая в области школа с контингентом учащихся 126 человек.

В ходе массового заселения области переселенцами были созданы руководящие органы образования, открыты учебные заведения, сформирована учебно-материальная база. В новой области почти все пришлось создавать заново, поэтому организация школ осуществлялась в трудных условиях. Большую помощь в их открытии оказывали общественные организации, предприятия, воинские части, которые своими силами восстанавливали здания, изготавливали мебель, обеспечивали учебные заведения топливом. В данный период на территории области находилось около 5 тысяч немецких сирот. Военные комендатуры взяли беспризорных детей под свою опеку. Уже летом 1945 г. для них стали открываться временные приюты и детские дома. В 1946 - 1947 учебном году были организованы 44 школы с преподаванием на немецком языке с общим количеством учащихся 4800 человек.

Школы для детей коренного населения функционировали до момента отправки немецкого населения в Германию. Составной частью становления системы народного образования было обеспечение ее педагогическими кадрами. Школы испытывали настоящий кадровый голод, который, помимо своеобразия области, усугублялся еще и общей нехваткой педагогов в стране в те годы. Открытые в 1947—48 гг. 3 педучилища и пединститут еще не развернули полного выпуска, поэтому кадровую проблему решали несколькими путями: подбирали учителей на месте из числа переселенцев с педагогическим образованием, работавших не по специальности; приглашали из других районов страны педагогов, пожелавших работать в Калининградской области, принимали молодых специалистов, направляемых по путевкам министерства просвещения. В первые годы приходилось брать на учительскую работу даже тех, кто не имел педагогического образования. Иногда выходили из положения, переводя школы, чаще сельские, на двухсменную работу. К 1950 г. в области работало около 3 тыс. учителей. Из них только 400 человек имели высшее образование, зато 160 человек работали учителями, имея лишь среднее и семилетнее образование.

При этом 80 процентов учителей области имели стаж работы до 5 лет. В трудные послевоенные годы, в условиях организационного оформления системы народного образования в школах области начинают складываться устойчивые и опытные коллективы учителей, создается крепкое квалифицированное ядро, способное обеспечить все возрастающие требования к учебно-воспитательному процессу. Труд многих из них был отмечен правительственными наградами. Среди них Мария Андреевна Строганова – учитель истории Калининградской школы № 1, Захар Ефимович Чугуевский – учитель русского языка и литературы Знаменской семилетней школы, Пелагея Ильинична Юдина – учитель начальных классов семилетней школы № 4 г. Черняховск, Мария Николаевна Сапельникова – учитель химии и биологии Черняховской средней школы № 1, Галина Дмитриевна Ольмезова – учитель физики Зеленоградской средней школы, Анна Николаевна Калокина – учитель начальных классов Правдинской средней школы. 19 марта 1949 г. 186 учителей и работников народного образования области получили правительственные награды.

Таким образом, к 1950 г. область имела уже вполне сложившуюся систему народного образования. В постсоветский период произошли качественные изменения в сфере образования, а именно: отказ от коммунистической направленности в воспитательном процессе, выход за рамки традиционного обучения и поиски новых методов обучения и организационных форм, а также способов управления учебным процессом, разработка и внедрение различных педагогических концепций. Вместо прежней единообразной школы появились гимназии, колледжи, лицеи, школы разных направлений и профилей. Учителя в контакте с учеными-педагогами ведут поиск новых форм и методов обучения. Преподаватели вузов разрабатывают курсы, программы, методики обучения, участвуют в разработке концепций развития учебных заведений.

Становится хорошей традицией проведение в школах научно-практических конференций по обобщению опыта коллег с изданием печатных тезисов и докладов и выполнением диссертационных исследований. В Калининградской области сегодня налицо тенденции укрупнения вузов, расширения самостоятельности и активности учебных заведений, внедрения новых технологий обучения, регулируемой коммерциализации, развития международного сотрудничества, ориентации на местные социально-экономические потребности. Сегодня в Калининградской области особое внимание придается патриотическому воспитанию. У системы образования Калининградской области, как и в целом у региона, индивидуальный путь развития, ее история довольно коротка. Связь прошлого и современности очевидна во всем. Особенно это выражено в архитектурном облике Калининграда, в исторических памятниках культуры и истории. Калининградская область имеет богатое культурное и педагогическое наследие и традиции, которые представляют большую ценность в сокровищнице человеческого знания.

Важно сохранить, переосмыслить их с позиции сегодняшнего дня и дать продолжение в научном и педагогическом творчестве.

Новости / 70-летие образования Калининградской области